Сентябрь ознаменовался для нас открытием нового курса
«Развитие
функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного
исследования PISA». На этой странице мы представляем некоторые работы наших слушателей, включающие программные задания в формате заданий PISA.
Вопросы и задания с включением трёх читательских умений и соответствующих им
действий
Выполнила: Архипова Л.В
Школа- гимназия № 10 г.
Усть-Каменогорска
И.С. Тургенев, стихотворение в прозе
“Воробей”
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала
красться, как бы почуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого
воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда ( ветер
сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва
прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему,
как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал
перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким
писком прыгнул раза два в направлении
зубастой раскрытой пасти.
Он рванулся спасать, он заслонил собою своё
детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,
он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной
ветке... Сила, сильнее его воли,
сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился,
попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешно отозвал смущённого пса – и
удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той
маленькой героической птицей, перед любовным его порывом. Любовь, думал я,
сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется
жизнь!
Вопросы и задания:
I аспект ( доступ и извлечение) :
1. Почему воробей выпал из гнезда?
2. Чем, по мнению И.С. Тургенева, “движется мир”?
Ответы на полную оценку:
1. “Ветер сильно качал берёзы аллеи
2. “...только любовью держится и движется мир!”
I аспект ( доступ и извлечение) :
1. Почему воробей выпал из гнезда?
2. Чем, по мнению И.С. Тургенева, “движется мир”?
Ответы на полную оценку:
1. “Ветер сильно качал берёзы аллеи
2. “...только любовью держится и движется мир!”
II аспект ( интеграция и интерпретация):
1.
Почему у автора поступок старого воробья вызвал трепет и восхищение?
2. Можно ли было назвать данное стихотворение в прозе
по-другому и почему?
Возможные
ответы
1. - автора-рассказчика восхитила сила любви старого воробья к своему детищу (на полную оценку)
- у автора вызвала восхищение и трепет способность старого воробья на самопожертвование (на полную оценку)
1. - автора-рассказчика восхитила сила любви старого воробья к своему детищу (на полную оценку)
- у автора вызвала восхищение и трепет способность старого воробья на самопожертвование (на полную оценку)
-
рассказчик восхитился героическим поступком (подвигом) птицы (частичная оценка).
2. -
можно, например: “Сила любви”, т. к. именно о способности воробья так сильно любить своё детище и хотел рассказать автор в своём произведении (полная оценка
-
например, “ Любовь сильнее страха смерти”, потому что эта фраза является ключевой в
тексте и сюжет произведения - это иллюстрация к ней (полная оценка)
-
“Героический поступок”, т. к. самоотверженный
поступок старого воробья – главное, о чём
хотел
рассказать автор (частичная оценка)
III аспект ( рефлексия и оценка):
1. Считаете ли вы поступок воробья героическим и почему?
2. Согласны ли
вы с суждением автора, что мир движется и держится любовью? Аргументируйте свой
ответ.
Возможные ответы:
1. - я
согласен, что поступок старого воробья можно назвать героическим, потому что он основан на готовности птицы пожертвовать собой ради
своего птенца (полная оценка)
- воробей был
готов умереть ради своего воробышка, он поступил, как настоящий герой (полная
оценка)
- его поступок
героический потому, что он преодолел свой страх ради спасения птенца (частичная
оценка)
2. - согласен, т.
к. любовь- источник жизни, вдохновения, всё лучшее на земле создано от любви к
людям, к близким, к женщине и пр. (полная оценка)
- я согласен с мнением автора по этому вопросу, потому
что если бы не было любви, то человечество бы уже не существовало, оно бы вымерло,
ведь дети – плод любви (частичная оценка)
PISA бойынша көп материалдар кажет. Әсіресе мәтінді оқу мен түсіну сауаттылығы бойынша көп жұмыс жасауымыз қажет. Бізге қазақша да материалдар керек. Салып жіберіңіздер.
ОтветитьУдалитьМеруерт Аскетаева.
№24 ОМ мұғалімі
как собака начала вести себя почуяв перед собой дичь?
ОтветитьУдалитьВопрос к 3 аспекту:
ОтветитьУдалить- Почему "Трезор остановился, попятился", увидев взрослого воробья?