PISA - что это такое?

Сентябрь ознаменовался для нас открытием нового курса
«Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA». На этой странице мы представляем некоторые работы наших слушателей, включающие программные задания в формате заданий  PISA.

Вопросы и задания с включением трёх читательских умений и соответствующих им действий  

Выполнила: Архипова Л.В      
                                                                                                                       Школа- гимназия № 10 г. Усть-Каменогорска   
И.С. Тургенев, стихотворение в прозе 
Воробей” 
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой   дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда ( ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком  прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он рванулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! 
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...    Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешно отозвал смущённого пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным его порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь!
Вопросы и задания: 
I аспект ( доступ и извлечение) :
1.  Почему воробей выпал из гнезда?
2.  Чем, по мнению И.С. Тургенева, “движется мир”? 
Ответы на полную оценку:
1. “Ветер сильно качал берёзы аллеи
2. “...только любовью держится и движется мир!”
II аспект ( интеграция и интерпретация):

1. Почему у автора поступок старого воробья вызвал трепет и восхищение?

2.  Можно ли было назвать данное стихотворение в прозе по-другому и почему?

                                    Возможные ответы
1. - автора-рассказчика восхитила сила любви старого воробья к своему детищу (на полную оценку)
 - у автора вызвала восхищение и трепет способность старого воробья на самопожертвование (на полную оценку)
         - рассказчик восхитился героическим поступком (подвигом) птицы (частичная оценка).

        2. - можно, например: “Сила любви”, т. к. именно о способности воробья так сильно любить своё детище и хотел рассказать автор в своём произведении (полная оценка
 - например, “ Любовь сильнее страха смерти”, потому что эта фраза является ключевой в
тексте и сюжет произведения - это иллюстрация к ней (полная оценка)
- “Героический поступок”, т. к. самоотверженный  поступок старого воробья – главное, о чём
хотел рассказать автор (частичная оценка)

   III аспект ( рефлексия и оценка):
1.  Считаете ли вы поступок воробья героическим и почему?
2.  Согласны ли вы с суждением автора, что мир движется и держится любовью? Аргументируйте свой ответ.
                            Возможные ответы:
1. - я согласен,  что поступок старого воробья можно назвать героическим, потому что он основан  на готовности птицы пожертвовать собой ради своего птенца (полная оценка)  

 - воробей был готов умереть ради своего воробышка, он поступил, как настоящий герой (полная оценка)

 - его поступок героический потому, что он преодолел свой страх ради спасения птенца (частичная оценка)

2.   - согласен, т. к. любовь- источник жизни, вдохновения, всё лучшее на земле создано от любви к людям, к близким, к женщине и пр. (полная оценка)

- я согласен с мнением автора по этому вопросу, потому что если бы не было любви, то человечество бы уже не существовало, оно бы вымерло, ведь дети – плод любви (частичная оценка)
 


                     



                                                                 


3 комментария:

  1. Анонимный2/19/2015

    PISA бойынша көп материалдар кажет. Әсіресе мәтінді оқу мен түсіну сауаттылығы бойынша көп жұмыс жасауымыз қажет. Бізге қазақша да материалдар керек. Салып жіберіңіздер.
    Меруерт Аскетаева.
    №24 ОМ мұғалімі

    ОтветитьУдалить
  2. Олеся6/15/2015

    как собака начала вести себя почуяв перед собой дичь?

    ОтветитьУдалить
  3. Алёна6/15/2015

    Вопрос к 3 аспекту:
    - Почему "Трезор остановился, попятился", увидев взрослого воробья?

    ОтветитьУдалить